Появление карапуза в семье ставит жизнь с ног на голову. Родителям необходимо понять, что они должны познакомить свое маленькое чадо с окружающим миром. Для этого нужно научиться правильно преподносить малышу те или иные предметы и в форме игры осваивать окружающую среду.
Развивающие игры ребенку в 1 год нужно составлять в соответствии с его уровнем развития, потребностями и возможностями. Несколько основных моментов, которые нужно учесть при подборе игрушек ребенку в год:
- Выбирайте предметы с ярким цветом и четкими контурами;
- Для малыша в таком возрасте любой новый предмет уже отличная игрушка;
- Уделите внимание прочности и безопасности игрушек, так как малыш будет ими стучать, бросать, грызть и делать все, что только ему захочется;
- Выбирайте различный материал, от мягкого, до твердого. Это может быть пластик, ткань, дерево и т.д.;
- Не заваливайте малыша сразу кучей различных ярких предметов, он лишь растеряется, а вскоре все новые игрушки ему надоедят. Лучше знакомьте его с 3-4 новыми игрушками в неделю.
Родителям важно заставить себя дать малышу полную свободу. Хоть его движения еще очень неуклюжие и медленные, не пытайтесь ему помогать, не убивайте в нем инициативу. Также не стоит навязывать ребенку то, что ему в данный момент не интересно. Дождитесь, когда он сам потянется за игрушкой, а не пихайте ему в руки насильно. Всегда меняйте обстановку для игр. Не стоит останавливаться на манеже или диване. Для малыша всегда интересней менять обстановку.
Развивающие игры должны быть обязательно составляющей режима дня малыша, а не краткими эпизодами в те счастливые моменты, когда у мамы или папы появилась свободная минутка. Но и не стоит переусердствовать. Ребенок тратит много сил на познание окружающего мира, соответственно, ему необходим полноценный отдых.
С каждым новым месяцем жизни развивающие игры ребенку в первый год также должны усложняться и меняться.
В первые два месяца малыш больше спит, чем бодрствует. Пока для него достаточно слышать мамин голос. Разговаривайте побольше с ним, учите реагировать на ваш зов и следить глазками за вашими движениями. Также в игру можно включить погремушку. Для начала ребенок должен привыкнуть к ее звуку и виду, затем можно пробовать искать глазками погремушку по звуку.
С трех месяцев игры можно гораздо разнообразить, так как ребенок уже может держать головку лежа на животике, а также более ясно воспринимать окружающий мир. Займитесь физическим развитием малыша. Используйте гимнастический мяч для занятий. С этого возраста можно начинать занятия в бассейне. Для улучшения координации движений наденьте на ручку или ножку яркий браслет из ткани. Малыш, следя за ним, станет лучше воспринимать свои конечности и контролировать движения.
С 4 месяцев можно начинать развивать мелкую моторику. В этом вам помогут предметы различные по фактуре и форме. Щупая их, ребенок научится чувствовать разницу и выработает правильный захват.
С 5 месяцев малыш уже способен опираться на ножки. Придерживая его, дайте ему попрыгать или лежа на животике, оттолкнуться, чтобы дотянуться до какого-нибудь предмета.
С 6 месяцев он уже гораздо активнее познает окружающую среду, а движения уже более осознанны. Дайте малышу поиграть с предметами, различными по форме и вместительности (это могут быть мисочки или коробочки). Пусть он попробует сложить их.
С 7 месяцев уже можно наполнять мисочки различными мелкими предметами (крупа, бусины). Пусть он попробует перебирать их из одной емкости в другую и т.д. Учтите, что такие игры требуют вашего постоянного контроля, так как малыш в любом случае решит попробовать все на вкус, а ваша задача проконтролировать это, чтобы он не подавился.
С 8-9 месяцев детки уже пытаются передвигаться. Дайте им возможность исследовать пространство (в ходунках или ползком). Можно начинать игры с пирамидками или матрешками.
С 10 месяцев и до годика малыш может начинать знакомиться с более сложными для него игрушками, к примеру: машинками, мячами, колясками. Покажите ему, что если их толкнуть, то они покатятся. Можно заняться лепкой из пластилина или рисованием. Позвольте ребенку поиграть с старыми журналами, даже если он и будет их рвать, это развивает мелкую моторику, а яркие картинки стимулируют воображение.
Постарайтесь во время игры включать спокойную, тихую, ненавязчивую музыку. Играйте с ребенком, когда он сыт и не чувствует какого-либо дискомфорта. Любые игры должны быть для него в радость, а не в тягость. Каждый раз после игры дайте малышу возможность полноценно отдохнуть.
Cтатья затрагивает один из важнейших моментов формирования личности. Это пожалуй как раз тот период, в котором начинается незаметное накапливание взглядов на жизнь, привычек, вкусов и отношение к окружающему. Согласен с автором — все должно идти последовательно и иметь разумную меру. Так как малыш еще далек от осмысления в той мере, которую предполагают всевозможные трансформеры, игрушки с пультами и прочие навороты. Прав автор и в отношении завала ребенка кучами игрушек, он просто не успевает ни на чем сосредоточиться и переварить информацию. Все должно идти от простому к более сложному.
По своему опыту могу добавить, что общие рекомендации это очень хорошо, особенно если они даны специалистами, но обязательно нужно учитывать и личные черты, и наклонности, и предпочтения именно своего ребенка. Ведь все мы разные, и дети также все разные, со своими особенностями и предпочтениями. Кто-то любит складывать, а кто-то раскидывать, кто-то шум, а кто-то тишину, кто-то усидчив, а кто-то нет. И то что получается у одного, другому совсем не под силу. Поэтому, занимаясь с ребенком, учитывайте это. Только терпение и любовь помогут в правильном воспитании и развитии.